УМЕНЬШЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЛИ ПОЧЕМУ ДЕТИ БРОСАЮТ ШКОЛУ?
«Более ста лет назад в Санкт-Петербурге создали/воссоздали домру. Уже тогда, если верить историческим фотографиям, малые домры были разных размеров, в том числе существовали варианты для детей. На сегодняшний день история с инструментами уменьшенных размеров скорее частная, а не для массового потребления, дорогая по изготовлению, ограниченная по размерам — всего один вариант. Часто совсем маленьких детей сажают за домру пикколо».
Кристина Фиш, г. Нижний Новгород
Дети начинают играть на инструментах, которые не соответствуют их размеру и ограничивают свободу исполнительского аппарата
Уменьшение числа и уровня подготовленности исполнителей на русских народных инструментах обычно связано с трудностями начального обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста
Обучение игре на струнно-смычковых народных инструментах является относительно новым и многообещающим направлением в музыкальной индустрии. Однако наблюдается снижение интереса среди молодежи к обучению игре на таких инструментах, как домра и балалайка.
Это подтверждают данные о приеме студентов в музыкальные учебные заведения, обратная связь об исполнителях в учебных оркестрах и снижение общего числа обучающихся.
Фото детей с полноразмерными домрами
С началом 8-летнего музыкального образования возникло множество проблем. Реформа системы музыкального образования заменила 5-летнее образование на 8-летнее, при этом дети стали поступать в возрасте 6 лет. Однако для школ не было разработано подходящего инструментария.
У большинства педагогов и преподавателей по русским народным инструментам в России учащиеся играют на инструментах взрослых – 90%.
Стандартный инструмент не позволяет детям чувствовать себя уверенно и «наравне» с инструментом. Игра на таких инструментах кажется сложной задачей, возникают трудности с использованием «больших» инструментов, ухудшается постановка игрового аппарата, что приводит к снижению положительных жизненных ориентиров.
Русские народные инструменты преимущественно не имели разработанных серий уменьшенных инструментов, которая была реализована еще в XX веке у смычковых инструментов.
На мероприятиях проекта 2023 года мы фотографировали детей с инструментами, которые выбирали с учетом их возраста и роста.
Мы отмечали, что все четыре разновидности детских домр, подобранных по возрасту, смотрелись в руках детей схоже. Они располагались в верхней части корпуса, но не выше уровня солнечного сплетения, что отличалось от обычного расположения домр у юных музыкантов, которые порой достигали уровня ключицы юного исполнителя.
Мы сделали фотографию одного исполнителя с подходящим ему по возрасту и росту инструментом и с обычной домрой.
Для решения проблемы необходим системный подход, а именно разработка линейки инструментов для детей разных возрастов.
Проект “Юниор-домры для ДМШ и ДШИ” позволил системно подойти к решению вопроса обучения игре на домре. В рамках этого проекта, в первую очередь, в 2022 году была разработана линейка из четырех малогабаритных домр.
Фото ребенка 7 лет рост 132 см с домрой ЮНИОР и с полноразмерной домрой
Разработка серии инструментов ЮНИОР-домр может помочь поднять обучение игре на домре на новый уровень, решить основные проблемы, которые не удавалось решить в течение многих лет:
Проблемы с формированием исполнительского мастерства, качеством звука, техникой игры, а также трудности с мотивацией молодых исполнителей будут постепенно преодолены. Все это поддержит духовно-нравственные ценности, лежащие в основе идеи проекта: ответственность (учителя), здоровье (осанка), красоту (посадка) и позитивные жизненные ориентиры юных музыкантов.
ЮНИОР домры
Оркестровые ЮНИОР инструменты
«Мастерство любого профессионального музыканта базируется на игровых навыках начального периода. К сожалению, у многих домристов данный опыт не всегда положительный ввиду отсутствия практики обучения на уменьшенных инструментах. Как педагогу высшей школы, мне часто приходится исправлять у студентов огрехи посадки и постановки. Опытные педагоги знают, что это последствия занятий маленьких домристов на полных инструментах».
Галина Мисирханова, г. Воронеж