СЕРИЙНЫЕ И МАСТЕРОВЫЕ УМЕНЬШЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
В начале XXI века в Москве велась разработка уменьшенных инструментов с участием ведущих преподавателей Института им. Гнесиных. Результатом стала домра размером ¾, которую до сих пор можно заказать в Фонде П. И. Чайковского.
В других крупных городах России также появилась возможность заказать уменьшенный инструмент (обычно домру размером ¾).
Данные инструменты изготавливаются мастерами. Но это не массовое производство и не может быть поставлено на поток.
С 2022 года началось серийное производство уменьшенных домр с целью дальнейшего массового обеспечения российских учебных заведений. С 2023 года эти инструменты могут приобретаться учебными заведениями через национальные проекты, путем получения субсидий и проведения государственных закупок.
Реформа музыкального образования с 2008 по 2015 год привела к тому, что обучение игре на домре начинается теперь с шестилетнего возраста. В 2012 году Министерство культуры РФ указало в документах, что школы должны иметь комплект домр разных размеров, однако не обеспечило уменьшенными инструментами.
Начиная с 2014 года, российские музыкальные учреждения стали автономными и перешли на самоокупаемость. Теперь они должны обеспечивать себя инструментами за счет дополнительных финансовых источников или собственных средств.
История создания и применения уменьшенных инструментов для обучения игре на домре берет свое начало в конце XIX века. Именно тогда мастером Семеном Налимовым были созданы первые миниатюрные инструменты.
Однако в XX веке в России, несмотря на обучение детей игре на домре, преимущественно не было уменьшенных инструментов – ни серийно произведенных, ни выполненных на заказ, за редкими исключениями.
К концу XX века разработка уменьшенных инструментов начала производиться по заказу учителей мастерами в крупных городах — домра размером ¾.